Сказкотерапия для подростков – это метод психологической работы, который использует сказки, мифы и истории для решения психологических проблем и содействия личностному росту. В работе с подростками, сказкотерапия помогает побороть страхи, исследовать свои чувства, решать конфликты, скорректировать поведение.

     Сегодня метафорические ресурсы сказок успешно изучены и используются для благоприятного и лечебного воздействия на детское сознание. Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.

     В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Подростки часто не могут четко выразить свои чувства и проблемы. Сказкотерапия позволяет им «отзеркалить» свои переживания через сказочных персонажей и сюжеты, не раскрывая себя напрямую.  Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность.

     Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:

  • развитие мыслительных процессов, анализируя истории о преодолении трудностей и достижении целей, подростки могут формировать позитивное мышление и мотивацию к действию;
  • определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления;
  • передача истинных ценностей, придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей;
  • эмоциональное насыщение - искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства;
  • изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.

    С целью профилактики самовольных уходов, изменения искаженных моральных установок, оправдывающих самовольный уход, педагог-психолог Елена Геннадьевна Фоменко провела групповое занятие с воспитанниками по сказке «Колобок».

   В ходе занятия были использованы эффективные приемы сказкотерапии. Воспитанники через сказочные образы решали проблемы, анализировали, обсуждали и раскрывали схему порождения асоциального поведения, учились справляться с эмоциональными и поведенческими нарушениями.

    Ребятам было предложено упражнение «Придумай окончание сказки», где необходимо заменить финал сказки на оптимистичное окончание.

    Занятие завершилось продуктивным диалогом, где каждый участник смог высказать свое мнение и задать интересующие вопросы.

    «Сказкотерапия является эффективным методом работы с подростками, который не только помогает им справляться с психологическими трудностями, развивать личностные качества, а также помогает осмыслить свои ценности, цели и предназначение, находить свой путь в жизни и построить планы на будущее», - отметила руководитель социально-психологической службы Ахмадиева Светлана Михайловна.